Инклюзивное образование детей

О введении ФГОС ОВЗ от 11.03.2016.pdf (скачать) (посмотреть)
о коррекционном инклюзивном образовании детей. 07.06.2013.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России об обеспечении условий доспупности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования 12.02.2016.pdf (скачать) (посмотреть)
О ьполучении общего образования лицами с УО(ИН).pdf (скачать) (посмотреть)
О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. 20ю02ю2019 .pdf (скачать) (посмотреть)
о Совершенствовании деятельности центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 10.02.15.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо-Минобрнауки-№-27-901-6-.pdf (скачать) (посмотреть)
Постановление Сан пин .10.07.2015.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки России иб утверждении положения о ПМПК .20.09.2013.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. 19.12.2014. pdf.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ об утверждении ФГОС обучающихся с УО(ИН) 19.12.2014.pdf (скачать) (посмотреть)

Что такое инклюзивное образование?

08.02.2021

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушения барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества — сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.







Инклюзию в образовании отражают следующие принципы

  • признание равной ценности для общества всех детей и педагогов;
  • повышение степени участия воспитанников в культурной жизни местных образовательных учреждений и одновременное уменьшение уровня изолированности части детей от общественной жизни;
  • реструктурирование методики работы в ДОУ таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех детей, проживающих рядом с детским садом;
  • избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в общественной жизни для всех детей, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности учреждений для отдельных детей. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех воспитанников ДОУ в целом;
  • различия между детьми — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права детей на получение образования в учреждениях, расположенных по месту жительства;
  • улучшение ситуации в учреждениях в целом, как для детей, так и для педагогов;
  • признание роли образовательных учреждений не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей;
  • развитие отношений поддержки и сотрудничества между учреждениями и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
  • Таким образом, суть данных принципов в доступности образования для всех детей, проживающих рядом с учреждением. Должен быть обеспечен физический доступ детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ — пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех детей. Важное значение имеет совместная и индивидуальная деятельность, формирующая из ребенка личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта.

Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью — доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Нормативно-правовая база инклюзивного образования Российской Федерации

08.02.2021

Нормативно-правовая база инклюзивного образования Российской Федерации

Российская Федерация присоединилась к важным международным документам – Саламанкской Декларации ЮНЕСКО 1994 г. «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», Дакарской Декларация 2000 г., которые провозглашают необходимость устранения любой сегрегации детей с проблемами здоровья в сфере образования и необходимость развития инклюзивного (интегрированного) образования. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Таким образом, РФ стала ориентироваться на лучшие мировые стандарты.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации.

На ее основе утверждено постановление правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ряд других нормативно- правовых документов, основной список которых представлен в Приложении.

В Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями, в статье 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов», говорится о том, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получаемое инвалидами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Причем, «детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа...».

В письме Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 говориться «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».

«Концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа – дошкольных учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений – декларировала следующие положения.

  1. Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
  2. Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. (...)
  3. В раннем и дошкольном возрасте по желанию родителей осуществляется включение детей с умственными и физическими недостатками в дошкольные образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.
  4. Форма и степень участия специалиста в поддержке определяется в каждом отдельном случае исходя из особенностей нарушения и личности ребенка.
  5. Роль родителей в процессе реабилитации качественно изменяется: они включаются в жизнь детского коллектива, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции. Родителям следует предоставлять право присутствовать на всех групповых занятиях воспитателей и на индивидуальных занятиях специалистов.
  6. Одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием является создание и развитие принципиально новых образовательных учреждений – учреждений комбинированного типа, включающих в себя дошкольные группы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением развития. Именно в этих учреждениях могут быть созданы наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей (полная, частичная, постоянная и временная интеграция, смешанные группы и др.).
  7. Все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабо видящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми 16 аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. Образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и/или лифтами.
  8. Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада.
  9. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
  10. Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Часть детей с особыми потребностями пользуется поддержкой специалиста на уроках.

Родители принимают активное участие в процессе реабилитации детей. Они имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях специалистов; принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий».

В Письме Минобразования РФ от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» особое внимание уделяется интеграции детей раннего возраста, способствующей достижению ребенком с отклонениями равного или близкого возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, в которых одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями развития (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети составляют воспитанники с соответствующим возрастной норме уровнем психофизического развития, одну треть – дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта (умственной отсталостью в степени дебильности)), либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

В 2005 году издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико- социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы» (Приказ от 22 августа 2005 г. № 535). В Приказе № 535 были представлены критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяющие условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

В «Индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», приложения № 2 и № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379-н выделен блок психолого-педагогической реабилитации, обязательный для заполнения специалистами бюро медико-социальной экспертизы.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, указывает на необходимость повышения гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, обеспечивает поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей и определяет стратегической целью государственной политики в области образования, повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Концепция, среди прочих, установила следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2020 г.:

  • обеспечение каждому ребенку возможности до поступления в первый класс освоить программу дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;
  • расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.

В 2008 г. были опубликованы два новых документа, ставших базовыми для развития инклюзивных процессов в образовательном пространстве РФ. В Письме Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» говорится: «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Инклюзивное образование диктует необходимость введения в штатное расписание образовательных учреждений новых должностей, в частности должности тьютора (сопровождающего ребенка с ОВЗ), что и отражено в Приказе Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должностные обязанности тьютора в инклюзивном образовании предполагают организацию процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; сопровождение процесса формирования их личности (тьютор помогает детям разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Совместно с обучающимся тьютор распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования и т.д..

Выдвинутая президентом Д.А. Медведевым Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед педагогическим сообществом конкретные стратегические цели, в которых инклюзивному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».

В ноябре 2010 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провёл совещание о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. На нем говорилось о том, что теперь перед государством стоит задача снизить, а по возможности и полностью ликвидировать сохраняющиеся барьеры для инвалидов. Всё то, что мешает людям, в том числе, и получать образование.


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся

Рекомендации по оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

08.02.2021

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образом, с пониманием необходимых изменений в укладе и организации образовательной деятельности.

Процесс концептуального проектирования модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, заключается в решении ряда проектных задач, каждая из которых состоит в последовательном выполнении нескольких проектных процедур и операций.

Поскольку модель описывает весь уклад и организацию образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в условиях распространения современных моделей успешной социализации детей, то подобная модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, должна включать в себя следующие блоки: целевой, содержательный, результативный и прогностический.

Целью построения модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, является поэтапноеобеспечение доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе эффективного развития образовательной организации.

Задачи построения модели:

  1. создать единую образовательную среду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности;
  2. развить потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
  3. организовать систему эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  4. способствовать успешному освоению образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  5. сформировать у всех участников образовательных отношений адекватное отношение к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целевой блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяет общее назначение модели, цель и задачи, способы достижения поставленной цели.

Содержательный блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливает целостную систему регламентов, которая распределена по таким видам ресурсов, как материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические и кадровые.

В соответствии с моделью общее содержание процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выстраивается из проведения комплексного анализа проблем деятельности образовательных организаций по осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, установлениянеобходимых и достаточных изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяи, наконец, построения целостной системы регламентов по видам ресурсов (материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические, кадровые) в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием.

Вместе с тем, следует учесть возможные риски при внедрении модели деятельности образовательной организации, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть обусловлены динамикой объекта управления и его внешним окружением, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.

Возможны как внешние, так и внутренние риски при внедрении модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внешние риски могут быть связаны с недостаточностью экономического обеспечения продвижения инклюзивного образования, а также отсутствием механизма создания целостной системы регламентов по видам ресурсов в деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые внутренние риски – во-первых, наличие культурных стереотипов в отношении людей с инвалидностью, нетерпимость и интолерантность; во-вторых, неготовность сложившейся системы образования отвечать индивидуальным потребностям каждого ребёнка; в-третьих, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях; в-четвертых, отсутствие программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от характера нарушений и структуры дефекта в образовательных организациях, в-пятых, отсутствие готовности педагогов работать в разнородных средах, с одной стороны, и с другой – неготовность родителей к появлению в образовательной организации «нетипичных» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.

Таким образом, развитие модели деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является инновационной деятельностью.Хочу такой сайт

Результативный блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, содержит совокупность критериев оценки поэтапного развития образовательной организации, осуществляющей образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно: обеспеченность экономической основы законодательных актов, готовность и способность имеющих отношение к этой проблеме специалистов к коллективной совместной работе, реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в совместном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями и обычных детей.

Следует отметить, что перечисленные критерии могут быть применены для оценки развития деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Прогностический блок модели включает прогноз возможных вариантов реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Прогноз деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, представляется в рамках трёх вариантов включения детей с ОВЗ в образовательную организацию на уровне дошкольного, начального общего, основного и среднего общего, дополнительного образования; в образовательную организацию, реализующую адаптированные основные образовательные программы в отдельных классах; в общеобразовательную организацию, реализующую адаптированные образовательные программы.

Независимо от вариантов включения детей с ОВЗ, прогноз деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает:

  • создание интегративной и инклюзивной культуры;
  • развитие интегративной и инклюзивной политики;
  • внедрение интегративной и инклюзивной практики.

Первый вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – создание интегративной и инклюзивной культуры.

Второй вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – развитие интегративной и инклюзивной политики.Этот вариант показывает необходимость присутствия интегративных и инклюзивных подходов во всех планахобразовательных организаций.

Третий вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – внедрение интегративной и инклюзивной практики.

Последний вариант показывает, что качественное полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья реально лишь в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику учебной деятельности различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от характера нарушений и структуры дефекта, а также их возможности передвижения, общения, социального поведения. В связи с этим наиболее важным является готовность образовательных организаций изменяться и искать ресурсные возможности, которые, актуализируясь в определенных условиях, способны обеспечить достижение поставленных целей.

Обучение на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий

08.02.2021

Правовая основа организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Правовую основу организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее – дети-инвалиды) в Московской области, составляют Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992  № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 24 11. 1995  № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте Российской Федерации должны быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В уставе и локальных актах школ надомного обучения, реализующих общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий обучения, должны быть закреплены соответствующие положения, касающиеся организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом необходимо обеспечить соблюдение требования пункта 5 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137, согласно которому обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие у образовательного учреждения руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий

Требования к формированию целевой группы (обучающиеся)

Целевую группу составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).

Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов при наличии следующих документов:

  • заявления родителей (законных представителей) о согласии обучения ребенка-инвалида с применением дистанционных образовательных технологий;
  • копии паспорта или свидетельства о рождении ребенка;
  • документа, подтверждающего инвалидность ребенка;
  • справки врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения  или заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения на дому;
  • справки лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером;
  • заявления родителей (законных представителей) о согласии на сбор и обработку персональных данных.

Дистанционное обучение детей-инвалидов может быть реализовано различными формами:

  • очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента* для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);
  • индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, он-лайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары);
  • занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернетвещания);
  • самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер ICQ, номер SKYPE или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).

Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме оффлайн (общение через почту, форумы, блоги и пр.).


Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, которые по состоянию здоровья не могут посещать дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее именуется образовательное учреждение), департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей (законных представителей) обучение этих детей по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Основанием для организации воспитания и обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Воспитание и обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение ближайшее к их месту жительства.

Зачисление ребенка-инвалида в соответствующее образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном действующим законодательством для приема граждан в образовательные учреждения.

Образовательное учреждение детям-инвалидам, воспитывающимся и обучающимся на дому:

  1. предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
  2. обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  3. осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;
  4. в соответствии с лицензией выдает учащимся, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.

В случаях болезни педагогического работника, проводящего занятия с ребенком-инвалидом, администрация образовательного учреждения обязана (не позже чем через неделю) произвести замещение занятий с ребенком-инвалидом другим педагогическим работником.

В случае иной болезни ребенка-инвалида, не позволяющей проведение с ним занятий на дому, педагогический работник, труд которого оплачивается по тарификации, обязан в дальнейшем восполнить непроведенные учебные занятия. Сроки их проведения согласовываются с родителями (законными представителями).

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации ребенка-инвалида.

Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения в соответствии с действующим законодательством.

Требования к педагогическим работникам, осуществляющим дистанционное образование детей-инвалидов

Дистанционное образование детей-инвалидов должны осуществлять педагогические работники, которые реализуют федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, обладающие необходимыми компетенциями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, методик и технологий организации образовательного процесса, имеющие необходимые навыки и умения в использовании информационно-коммуникационных технологий.

Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам необходимо пройти курсы повышения квалификации объемом не менее 144 часов.

На педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, распространяются нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

 Модель организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий

Обучение детей-инвалидов проводится педагогическими работниками, имеющими соответствующие информационные, коммуникационные и педагогические компетенции.

Для организации дистанционного образования обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов к сети Интернет, а также оснащение рабочих мест комплектами компьютерной и периферийной техники, цифрового учебного оборудования и программного обеспечения, в том числе адаптированных с учетом специфики развития детей-инвалидов.

Рабочие места педагогических работников оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваются доступом к сети Интернет. Педагогический работник получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с заявлением родителей (законных представителей). 

Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее, в том числе, оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости – замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям (органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные условия передачи комплекта оборудования).

Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».